Учительский сундучок

Мои закладки:

Узелки на память:
  1. Схема вышивки "Яйцо пасхальное"
  2. "Зайки"
  3. Региональный компонент содержания образования.Использование кубанского компонента на уроках технологии
  4. Литературные материалы к урокам декоративно-прикладного искусства, внеклассным мероприятиям
  5. Картинка по случаю...
  6. Коврики своими руками


1.Схема вышивки "Яйцо пасхальное"
2."Зайки"



3.Региональный компонент содержания образования
Использование кубанского компонента на уроках технологии
         Объективная реальность выдвигает перед российской системой образования задачу выработки качественно новой региональной политики с учетом функционирования образовательных учреждений на определенной территории, которая вместе с тем, является элементом социально-культурной и научно-технической системы.
         В настоящий момент имеются программы, направленные на духовное и культурное возрождение и развитие этнических общностей, групп и народов России.
         Ещё в 1993 году учреждена Федеральная программа развития образования, где органично сочетаются три компонента: федеральный, региональный и школьный.
         Региональный базисный план в целях сохранения и использования исторического наследия основан на следующих основных принципах:
-  раскрытие потенциала личности каждого человека, активно участвующем в творческом процессе;
-  представление о культуре, как об определенном уровне развития человека и общества, широкой сфере человеческой деятельности, что включает сохранение, передачу от поколения к поколению и использование национального наследия;
-  бережное отношение к наследию – залог будущего развития страны и судьбы следующих поколений.
         Интерес к традиционному наследию Кубани, к их языкам, обычаям, истории, творчеству, в настоящее время необычно возрос в регионе, в России. Это явление закономерно и имеет глубокие социальные, культурные, исторические и экономические корни.
         Знакомство на уроках технологии с историей развития вышивки как основного вида народного изобразительного искусства славянского населения Кубани, с одеждой казачек, названием жилища и его частей, построек, интерьера, утвари, посуды, блюд, украшений, позволяет делать деятельность детей творческой, интересной, насыщенной и результативной.
         На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Вышивали на целой ткани различными «верхошвами» - крестом, белой и цветной гладью, прозрачными строчевыми швами по разреженной предварительно ткани – белая строчка или шитье по выдергу. С техникой выполнения этих швов знакомлю детей при изучении тем: «Ручные стежки и строчки», «Ручное вышивание», «Счетная гладь». Большое внимание на уроках уделяю изготовлению женской и детской легкой одежды, одновременно знакомя девушек с элементами кубанского костюма. В современном воротнике стойка прослеживаются общие этапы конструирования со стоячим воротником рубашки-сорочки девятнадцатого века.
         Значительную роль играет одежда казачек при изучении истории моды. В основе конструирования фартука, юбки, блузы лежит изготовление старинной одежды. Залог успеха в работе по изучению тем: «Обработка рукава», «Построение юбки», «Влажно-тепловая обработка изделия» и других состоит в том, чтобы уроки были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Я стараюсь, чтобы ученицы на уроках постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовали в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани.
  Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани
         Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани.
         Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры – восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных.
         На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы можем проследить процесс взаимовлияния культур различных этносов, выявить архаичные черты, проследить связь с фольклорными традициями.
         Основными источниками настоящей работы являются: коллекции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, местных районных и городских краеведческих музеев (г. Тихорецка, Славянска-на-Кубани, Новороссийска, Ейска, Тимашевска, Крымска, Белореченска, ст. Гиагинской, Терновской, Тбилисской, Каневской и др.) Краснодарского Свято-Екатериновского кафедрального собора, материалы отдела фольклора и этнофии Краевого государственного творческого научнообразовательного учреждения «Кубанский казачий хор», частные собрания, а также полевые исследования.
         На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое, вышивали по целой ткани (собственно «вышивка») различными «верхошвами» - крестом, гладью (счетной, позже свободной) и прозрачными строчевыми швами по разреженной предварительно ткани – белая строчка или шитье по выдергу.
         Мережка – узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдергиваются в одном направлении. Нити, оставшиеся не выдернутыми, соединяются в пучки различными способами. Мережка применяется чаще всего в комбинации с другими вышивальными техниками. Узкой полоской узора она проходила по нижнему краю рушников, настольников
         В строчевой технике продольные и поперечные нити выдергиваются по всей ткани или только по фону для образования клетчатой сетки. Узор выполнялся либо на оставшихся невыдернутыми участках, для которых предварительно обвитая сетка составляла фон, либо разрабатывался различного рода швами, образующими более или менее плотный настил. Преобладает белая строчевая вышивка («русская вышивка»), иногда встречается белая с введением красной нитки в обводку контуров рисунка или в разделку узора.
         Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивки крестом бытовали повсеместно и также отличались разнообразием приемов исполнения. На Кубани нередки изделия, выполненные так называемым болгарским крестом (двойной крестик). В орнаментации женских сорочек, реже рушников, встречается вышивка мелким крестиком по счету ниток ткани. Вышивка по канве появилась довольно поздно. Она
стала, распространена в России особенно со второй половины девятнадцатого века, что было связано в основном с новыми видами орнамента и возможностью более реалистической трактовки мотивов. В первой половине двадцатого века вышивка крестом стала преобладающей.
         В конце девятнадцатого века – начале двадцатого века появление разнообразных дешевых фабричных изделий привело к постепенному упадку полотняного производства и его резкому сокращению.
Орнаментированные предметы и их роль в быту. Интерьерная ткань
         Украшение вышивкой одежды и вещей быта – органическая черта народного декоративно-прикладного искусства. В народной традиции орнаментация тесно связана с назначением и формой предмета.
         Одно из первых мест по бытованию занимали вышитые и тканые полотенца-рушники. Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую культовую роль, занимало большое место в свадебном ритуале. Полотенца вешали на священные деревья, на иконы. На Руси особенно почиталась икона «Спас на убрусе». Со временем термин «убрус» заменился термином «рушник», «плат», «полотенце», «утиральник» и др.
         По своим функциям в системе ритуалов полотенца подразделяются на «утирач», «килковые», «плечевые», «подарковые» (или «дарные»),  «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые».
         Полотенца чисто утилитарного назначения «утирач» (для вытирания рук и повседневного пользования – почти не украшались). Только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок обычно красного цвета. «Килковые» или «крючковые» полотенца получили свои названия от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стенки гвозди-«крючки». Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии. Для зеркала иногда употребляли специальное полотенце: вышитые концы его обычно сшивали вместе. Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь своим узорным концом под ним. Богато орнаментированные «набожники», «божники» вешались над божницей – над иконами; иногда полотенце достигало в длину нескольких метров, концы спускались по сторонам божницы. Середина такого рушника декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента. Декоративные полотенца, предназначавшиеся для интерьера, изготавливались из лучшего конопляного или льняного отбеленного полотна. В первой четверти двадцатого века, когда фабричный материал стал вытеснять домотканину, полотенца стали шить из хлопчатобумажной покупкой ткани. Она называлась миткаль. По воспоминаниям старожилов ст. Хоперской Тихорецкого района, во времена их детства было очень престижным иметь полотенца, сшитые из фабричной ткани, и именно такие рушники, а не домотканые, вешали на икону. Длина полотенца была от 2 до 4м, ширина – 36-40см, реже их делали более узкими (25-35см) или более широкими (41-46см).
         Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространено у ужнорусского населения, среди украинцев. Исследователи отмечают его и у других групп русского населения.
         Девушка раньше заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахами, настольниками и прочее. Часть таких вещей передавалась от матери к дочери. Рушники имели разнообразное функциональное назначение, что определяло содержание и форму орнаментальных мотивов.
         Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Одаривание на определенных этапах свадеб сопровождало обряд «перехода» невесты из своего рода в род будущего мужа. Начиная с первого дня сватовства, полотенце напоминало определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, «она каждому из сватов подносит на тарелке по рушнику, или полотенце, в знак того, что она принимает их предложение. Это носит в народной терминологии значение «подавать рушники», что почти равносильно обручению.
         Низ рушников декорировался и другими разнообразными элементами, образовавшими сложный рисунок узора. Подобная традиция в орнаментации рушников сохранялась как в кубанской, так и в украинской вышивке и в 30-40-е годы двадцатого века.
         К орнаментированным предметам относятся скатерти-настольники, которые также имели широкое хождение в быту. Их сшивали из двух полотнищ холста. Размеры настольника – по ширине от 70 до 95см, иногда и свыше одного метра, а по длине от 1,5м до 2м, реже – 2,5-3м. Ткань обычно делали узорной с помощью браной техники тканья или способом многоремизного ткачества. Узоры были в «досточку», «дробинку», «ряды», «сосны», «кружки» (из четырехугольников) и т.п. Настольники украшались вышивкой вдоль их узких сторон, а на особо богатых праздничных изделиях по центру декорировались узкой вышитой или кружевной каймой.
         Скатерти, предназначавшиеся для повседневного пользования, изготавливались из глубокого конопляного полотна и украшались очень скромно. Праздничные и свадебные настольники шились из лучшего, отбеленного конопляного или льняного холста и богато декорировались вышивкой, кружевом.
         Подзоры встречались в казачьем быту намного реже. Они, как правило, украшали интерьер избы в северных губерниях и были менее характерны для крестьянской хаты южнорусских губерний.
         Подзор – полоса из конопляной или другой хлопчатобумажной ткани размером от 30 до 50см. по ширине и 1,80-1,95 по длине – пришивался к краю простыни. Обычно он украшался ручным или фабричным кружевом, в сочетании с вышитым по нижнему краю орнаментом из геометрических, растительных элементов.
                                                          Одежда
      Вышивкой украшали женские и мужские рубахи. Мужские рубахи встречаются в музейных собраниях значительно реже, чем женские, и большинство из них датируется первой половиной двадцатого века. Различные типы рубах отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания, фасонов воротника, украшениями. Исходя из имеющегося этнографического материала, можно заключить, что в конце девятнадцатого века – начале двадцатого века на Кубани мужчины носили характерную для русских туникообразную рубаху-косоворотку с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди, и со стоячим воротникам. Косоворотка как модная и праздничная рубаха вытеснила в девятнадцатом веке существовавшую у русских сорочку с прямым разрезом. Но местами еще и в девятнадцатом веке у русских крестьян были распространены оба типа рубахи. Одновременно на Кубани бытовала и рубаха с прямым разрезом ворота (сорочка), оставшаяся типичной для украинцев и белорусов.
         Рукава у рубах были двух типов: либо прямые широкие, либо собранные в манжеты («чохли»). Последний вид у украинцев и белорусов является преобладающим, у русских встречается редко.
         Украшали рубахи вышивкой по низу, по краям рукавов, по вороту и на груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разреза, в виде двух более или менее широких полос по бокам прямого разреза или делалась широкой («манишка») и сочеталась с боковым разрезом ворота или с прямым («пазушник», накладывалась на прямой разрез). Низ декорировался не всегда. В некоторых станицах (Новорождественской, Воронежской и др.) распространены были рубахи с черно-красной вышивкой крестом, расположенной по прямому разрезу ворота, на груди и на обшлагах.
         Вышивка выполнялась главным образом крестиком, черными и красными хлопчатобумажными нитками. Полихромия начинает преобладать в 30-40-е годы. Характер орнаментации геометрический: ромбы, розетки и т.д.
         Строгий, очень графичный геометрический орнамент, выполненный черными нитями, украшает ворот, узкую планку на груди (по краю разреза), обшлаги и подол двух белых льняных рубах из ст. Бриньковской. Еще более лаконичен, строг и выразителен узор из ромбов, заключенный в узкие орнаментные полосы, на рубахе из Ейского музея (ст. Копанская).
Растительный орнамент в рассматриваемый период встречается реже, хотя цветочные узоры, как в русской, так и в украинской вышивке в это время начинают вытеснять искони традиционные геометрические формы. Растительный двухромный орнамент из мелких цветов, заключенный в узкие полосы, украшает ворот, манишку и манжеты рукавов на рубахе из Тихорецкого музея, сшитой из домотканого конопляного полотна. Диагональное расположение орнаментальных полос создает ощущение движения.
         Праздничные мужские рубахи, особенно свадебные, всегда украшали вышивкой. В ст. Воронежской «более достаточные» носят рубаху серпинковую, ситцевую и кумачовую с разными вышивками, смотря по состоянию». Отделок на будничных рубахах обычно не было. Свадебную рубаху («счастливую сорочку») жениху шила сама невеста и передавала ее обычно накануне венчания или во время «заручения».
         Длинная рубаха с рукавами была основной частью женского костюма. Шили ее обычно из белого домотканого полотна. По внешнему виду различались рубахи цельнокроеные с пришитыми рукавами и составные (стан с рукавами и подставка). В составных рубахах стан шили из более тонкого полотна, а подставку – из более грубого. Д. Шахов так описывает праздничную рубаху: «Верхняя половина тонкая американовая, ситцевая или серпинковая, а нижняя холщовая (по местному «подставка»). На плечах как украшение нашивается четырехугольный лоскуток какой-либо цветной материи, чаще всего пунцовой или кумачовой (по местному «полика»). У достаточных … на праздник подставка тонкая американовая, а верх ситцевый или весь кумачовый, или же, как знак довольства, грудь и спина из одной материи, а рукава из другой».   
         Цельные рубахи чаще всего встречались у украинцев. Именно такие несоставные рубахи считались у украинских женщин нарядными и праздничными.
         По покрою выделяют три основных типа рубах, наиболее широко бытовавших в рассматриваемый период: рубаха туникообразная с прямым разрезом и невысоким стоячим воротником, рубахи с поликами цельнокроеные и составные, рубаха «на кокетке» (с талейкой). Рубахи украшались вышивкой: будничные очень скромно, а праздничные и особенно свадебные отличались богатой орнаментикой. Особенно пышно декорировали рукава, меньше – разрез ворота, подол. Основной акцент делался на плечевую часть, в местах соединения рукава с плечом (полик). Иногда украшали весь рукав, что являлось характерным для украинцев, а также для южновеликорусских губерний (до середины девятнадцатого века). Типично поперечное расположение орнамента на рукавах.
         В конце девятнадцатого – начале двадцатого века на Кубани широко распространился комплекс одежды с юбкой. Будничный костюм казачки ст. Николаевской в теплое время состоял из легкой кофточки, юбки, пестрого платка. И.Успенский подчеркивает, что жители ст. Димитриевской «теперь и в нужде не могут примириться с дедовской патриархальностью в одежде, носить холщовую рубашку вместо ситцевой, грубую плахту - вместо цветной юбки». У женщин станицы Воронежской «юбка для работы серпинковая или же старая ситцевая, на праздник у бедных ситцевая, у достаточных в ходу шерстянка разного цвета и достоинства; если рубахи украшены, то юбка носится без кофты, если же рубаха американовая, то сверху надевается кофта».  

4.Литературные материалы к урокам декоративно-прикладного искусства, внеклассным мероприятиям
 http://school48kirov.ucoz.ru/publ/stikhi_o_narodnykh_promyslakh/1-1-0-87

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
(Леонид Хаустов)


…Тем гордиться я разве не рад,
что уже в порубежье неближнем
«Дымка» нынче идет нарасхват
По Нью-Йоркам, Брюсселям, Парижам.

…Почитался издревле закон:
Тайна тайн даже самая малость,
Как наследство в роду испокон
Внучке бабушкой передавалось.

…Ведь недаром же, радуя глаз,
Жизнью жили живою игрушки:
Вот ударились барыни в пляс,
Кавалеры поют им частушки;
Гуси-лебеди в небе кричат,
Петухи спозаранку горланят,
Мчатся тройки, коровы мычат,
Круторогие блеют бараны.
Мир волшебный цветет, многолик,
В колдовстве неуемном и звонком,
И душой молодеет старик,
И становится взрослый ребенком…
(Из стихотворения Гребнева «Мастерицы»)
Хохлома
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
Городец
Знает каждый молодец, 
Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуган
Про купавку и розан.

В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно (красный).

Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый (голубой).
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.

После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).

Можно в сказке очутиться,
И цветы здесь есть и (птицы).

Мы сегодня будем с вами
Просто чудо-мастерами.
Доски чем украсить знаем,
И к работе приступаем.

Э.Межелайтис

Приданое Хохломы (Фрагменты)

Девчата хохломские, мастерицы, -
Какое зелье вы изобрели,
Чтоб сердцу снова трепетно забиться
От влажного дыхания земли?
Зачем, склонясь над миской деревянной,
Над липовою ложкой расписной,
Прилив страстей я чувствую нежданный,
И жар любви овладевает мной?
Затем, что в каждом хохломском предмете,
В изделье мастеров заволжских мест
Живет весенних красок разноцветье -
Приданое семеновских невест.
Узоры сказочной кудрины,
В певучем дереве звеня,
Как нежной трелью соловьиной,
Чаруют ласково меня.
И, как живые, листья клена
Прильнули к донышку ковша,
Чтоб, став по-майски окрыленной,
Не знала осени душа.
А вспышки зрелой земляники,
Чуть затемненные листвой,
Горят, как пламенные блики
Поэзии, вовек живой!
Трав золотое многолучье
По рдяной вышито канве -
Да так, что не придумать лучше
Самой зеленой мураве.
И этот русский колдовской орнамент
На чаше, что сейчас держу в руках,
Мне берег Волги приведет на память -
В прозрачных росах, травах и цветах.
Я чашу подниму с вином багряным
За те луга, озера и холмы,
Где всходят зори огненным приданым
Искусниц и красавиц Хохломы.
( Перевод Л.Шерешевского)
Жостовский поднос
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.

(Лариса Васильева)

Э.Межелайтис

Майолика

Как вы молоды.
Ваши плечи задумчиво сближены.
Вы сидите над глиной.
Над комьями рыжими.
Ваши руки сплетаются, словно ветви.
Ваши головы подняты вверх, под ветер.
Что вы делаете?
Рыжие комья вы комкаете.
Тему ищете? Впечатления копите?
Вы взгляните на синюю птицу, взгляните,
как она покачивается в зените.
И возьмите глины комок, разломите,
разомните и стебель зеленый слепите.
Пусть растет он, не в силах остановиться,
пусть наполнится соком и пусть он ветвится.
И слепите кувшин. Все ненужное выкиньте.
Только спину ему, как у девушки, выгните,
чтобы он у воды грациозно покачивался,
чтобы танец его у воды не оканчивался,
чтобы ветер звенел об него, налетая,
чтоб ромашка на нем проросла золотая.
Если вы не поймете парения птичьего,
где ж большого полета понять вам величие?
Вы мне лиц не рисуйте своих отражения,
вы летите. Я хочу вас увидеть в движении.
Поднимайте-ка головы в синее, в синее.
Ваши руки, я вижу, сплетаются сильные, о
живают на глине и звуки и краски...
О, майолика - пестрая птица из сказки!
(Перевод Б.Окуджавы)

5.Картинка по случаю...
6. Коврики своими руками
Для работы нужно:
1. Подготовить шерстяные нитки и страмин.
2. Сложить нить пополам, образовав петлю.
3. Продеть крючок с ниткой под одной нитью страмина, захватив оставшиеся концы нитки и вытянуть его обратно, образовав петлю.
4. При необходимости затянуть петлю.


 









1 комментарий:

  1. О моём любимом вышивании...
    Татьяна:
    Иголочка тонка, но достаёт до сердца
    И у того, кто дивный шьёт узор,
    И у того, кто от работ умельца
    Отвесть не может восхищённый взор.

    Века живут в картинах и платочках,
    И в бисерных роскошных ожерельях,
    Подаренных когда-то внукам, дочкам,
    Нетленные черты простого рукоделья.

    Душа и руки создают шедевры,
    Да просто украшают нашу жизнь.
    За чудо творчества, истраченные нервы
    Рукам искусным низко поклонись. (Из журнала "ЛЕНА")

    ОтветитьУдалить